ГЛАВНАЯ
СПЕКТАКЛИ
Закат
Учитель танцев
Закон
За двумя зайцами
Ревизор
Пигмалион
Случай в доме господина Г.
История лошади
"...О, память сердца..."
Калигула
Коварство и любовь
Ведьма
ОТ АВТОРА
Родословная
Гостевая книга
АФИША
Донецкий Дом работников культуры
Донецкий областной академический украинский
музыкально-драматический театр им. Артема.
  
9 декабря 2002 г.
Начало в 17.00

Представляют лауреата чтецких конкурсов
КОНСТАНТИНА БАБАНИНА
в камерном поэтическом вечере

"...О, память сердца, - ты сильней
Рассудка, памяти печальной..."

      Прозвучат стихотворения русских поэтов:
      Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Игоря Северянина, Павла Васильева, Максимилиана Волошина, Владислава Ходосевича, Арсения Тарковского, Николая Гумилева.

      Музыкальное сопровождение - Софья Авочарова.
      Наш адрес: Бульвар Шевченко, 2
Обзор прессы
ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ С БЕССМЕРТНЫМИ СТИХАМИ?

       На этот вопрос в полной мере ответил в своей театральной премьере один из ведущих артистов Донецкого академического украинского музыкально-драматического театра имени Артема Константин Бабанин. Называлась она "О, память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной..."
       Известный русский критик Д.И. Писарев назвал лирику публичной исповедью человека. Так можно было назвать и этот камерный поэтический вечер, состоявшийся в Доме работников культуры. Как ни печально, но театральная сцена давно позабыла этот жанр. Не в чести нынче поэзия, оказавшаяся в железных, безжалостных тисках нового времени. Потому это поэтическое откровение было как подарок. Его появлению в репертуаре драматического театра, где больше всего ценят слово, мы обязаны и автору вечера, которого мы привыкли видеть на сцене чаще в комедийном амплуа, решившему таким вот образом отметить свой 20-летний сценический рубеж, и новому режиссеру театра Андрею Бакирову.
       Наполняя теплом и светом звенящую тишину зала, вначале робко, а потом все смелее и тверже зазвенели стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, М. Цветаевой, Б. Пастернака, И. Северянина, П. Васильева, М. Волошина, А. Тарковского. Особенно много было В. Ходасевича и Н. Гумилева. Оказывается, Бабанин питает к ним особое пристрастие. И каждый, кто не забыл дорогу к этому заброшенному роднику, повторял знакомые до боли строки, превращая монолог в диалог сердец.
      Только лирика способна помочь человеку познать и постичь себя, заглянуть в сокровенные глубины, открыть связь с целым миром. Только она способна заразить пониманием другого, взволновать, удивить и потрясти до глубины души. Как же нам сегодня этого не хватает, как далеки мы стали друг от друга, отгородившись высоким острым частоколом. Вот в этом собственническом мире, где все решает жажда власти и звон монет, нам стало вдруг нестерпимо душно. В погоне за красивой, витринной жизнью, многие из нас стали хроническими гипертониками. И каким же целебным бальзамом может стать эта негромкая музыка стиха! Она трепетала в огне свечей, которые одну за другой зажигал артист, и они напоминали пламень душ ушедших великих поэтов, чьи ямбы и хореи с такой проникновенностью звучали со сцены и растворялись в благодатной тиши. В этих поэтических звуках бились и мятежный порыв, и буря житейских тревог, и бесконечные, словно плывущие вдаль облака, раздумья. И во всем этом была всепоглощающая сила и стремление любви и страсти - к жизни, к людям. В магию волшебного звука и небесной чистоты стиха органично вплеталась музыка А.Шнитке. А потом было короткое интервью с автором моноспектакля.
       - Константин Дмитриевич, когда и как вы открыли для себя поэзию и как осмелились выйти с такой программой на современную сцену, где почти нет места высокому поэтическому слову?
       - Моя актерская работа началась с того, что в журнале "Мурзилка" я прочитал стихотворение о мальчике, которого во время войны эвакуировали в Ташкент. Оно называлось "Мальчик, ты - не сирота". И вот когда я читал это стихотворение, плакал: было до боли жаль этого мальчишку. Потом я выучил это стихотворение и исполнял его. Слушатели рыдали. Именно с этого стихотворения началась серьезная работа над поэзией.
       - Как родился этот поэтический монолог?
       - Каждый поэт - уникальная личность, которая требует отдельного серьезного разговора. Дело в том, что почти все поэты прожили трудную, сложную и короткую жизнь. У Максимилиана Волошина есть такие строки:
       Темен жребий русского поэта:
       Неисповедимый рок ведет
       Пушкина под дуло пистолета,
       Достоевского на эшафот.
       Понимаете, я их люблю, они мне близки, это родные люди. Почему вечер называется "О, память сердца..."? Чтобы вспомнить, чтобы пробиться через все это наслоение дымов, шумов, фейерверков и клипов и торричеллиеву пустоту на современной сцене.
Екатерина Куцева
"Донбасс" 12.12.2002 г.
  

ПАМЯТЬ СЕРДЦА КОНСТАНТИНА БАБАНИНА

       9 декабря в Доме работников культуры состоялась премьера камерного поэтического моноспектакля в исполнении актера Донецкого музыкально-драматического театра Константина Бабанина. Вечер был посвящен 20-летию творческой деятельности актера. Этот спектакль никогда не станет репертуарным, никогда не соберет большого количества слушателей. Он рассчитан на маленький зал и тесный контакт актера со зрителем.
       Поэтический вечер "О, память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной..." был создан Константином Бабаниным и режиссером донецкой муздрамы Андреем Бакировым. Декорации, музыкальное оформление действительно объединили судьбы и творчество разных поэтов в единое целое. Музыка Альфреда Шнитке в исполнении Софьи Авочаровой (фортепиано) и Андрея Пизова (флейта) создавала единое настроение. Перед исполнением стихов каждого поэта зажигалась большая свеча, после исполнения звучал удар колокола. То ли набат, то ли призыв очнуться, то ли финальный аккорд... Сам по себе набор стихотворений в спектакль не складывался, логику их выбора трудно понять. Просто "память сердца", одного конкретного сердца, то, что близко и дорого самому чтецу. И стихи читал Константин Дмитриевич, и даже имена поэтов произносил каждое по-разному и каждое по-своему. Свечу каждого зажигал от своей свечи.
       - Константин Дмитриевич, как вы решились на создание такого спектакля?
       Моя актерская работа вообще началась с того, что в 7 лет в журнале Мурзилка" я прочитал стихотворение о мальчике, которого во время войны эвакуировали в Ташкент. Стихотворение называлось "Мальчик, ты не сирота". И вот когда читал это стихотворение, я плакал горькими слезами. Потом я это стихотворение выучил и исполнял. Все слушатели рыдали. И вот с этого стихотворения началась моя работа с поэзией.
       - Как проходил отбор стихотворений для спектакля?
       В этот час 15 минут вошли не все мои любимые стихи. Учу стихотворения мучительно долго, я их не учу, над ними работаю. Каждое стихотворение нужно расщепить, как атом, чтобы извлечь энергию. Стихотворения - это не только лучшие слова в лучшем порядке, в каждом заложена особая судьба. Иногда это ребус, иногда загадка, но одно дело - читать стихотворение в книге, другое дело - произносить его и третье - взять на себя смелость исполнять. То есть найти свое разрешение этого духовною материала. В течение всей своей творческой деятельности я все это накапливал. Мне очень жаль, что в программу не вошли стихотворения Ивана Бунина, Тютчева. Блока. Шекспира, Бориса.
       Для меня каждый поэт - это уникальная личность, которая заслуживает отдельного разговора. Я их люблю, это близкие люди.
       - Вы прочитали по одному стихотворению Чвстаевнй и Волошина, очень мало Лермонтова. И очень много читали Ходасевича и Гумилева...
       Я очень много читал Ходасевича и Гумилева, я их действительно очень люблю. Ходасевич - это вообще мое открытие. У меня его книга лежала несколько лет. В ней очень подробная биография поэта. Ходасевич уехал в эмиграцию, его не публике кал и, он был беден, страдал. Он сказал однажды своему другу: "Знаешь, друг, через сто лет найдется чудак с большим носом. 11 этот чудак сделает меня известным в России". Честно говоря, я был бы очень рад, если бы этим чудаком оказался я.
       - Вы считаете эту программу камерной или она может быть исполнена в большом зале?
       - Пока я не представляю, чтобы эту программу можно было исполнить при большом количестве зрителей.
  

И ЧИСТ ОН ДУШОЙ ПЕРЕД ИСКУССТВОМ...

Лора Васильева
       Неисправимый романтик, человек глубокий и незаурядный, актер Константин Бабанин любим и почитаем среди приверженцев театрального искусства.
       Он любит свечи. Живой огонь. Часами может наблюдать за тем, как с поленьев стекают горячие струйки древесной смолы, вдыхать их ароматный запах. Он любит цветы, но из их великого и прекрасного множества предпочтение отдает хризантемам.
       У него открытое доброе русское лицо. Мощная фактура - сродни былинной мощи, он может и любит пошутить, но в глазах его затаилась загадочная грусть...
       Высокая поэзия и серьезная музыка - вечные и верные спутники его жизни. Он словно шагнул из серебряного века в нашу бурную и отчаянную жизнь.
       Он способен на откровения, которые не только дорогого стоят, но характеризуют его как личность, обладающую неограниченной внутренней свободой, духом бунтаря, рождающего в нем жесткую бескомпромиссность, конечно же создающую ему массу проблем ("Я не мягкий и пушистый!") и не позволяющую роптать и жаловаться. "Неси свой крест и веруй" - его девиз, его кредо в жизни и в искусстве.
       Таких как он сегодня называют реликтовыми. "Не от мира сего!.." И задаются вопросом: "А откуда это в нем?" Гены далеких предков? Наверное... Даже наверняка! Недавно и почти случайно стало известно, что он происходит из старинной дворянской фамилии Бабаниных, ведущих свою родословную с 1601 года. Были в этой фамилии и актеры. И что самое удивительное - одного из них тоже звали Константином.
       Константин Бабанин хорошо известен донецким театралам по целому ряду ролей на сцене академического украинского музыкально-драматического театра имени Артема: городничий ("Ревизор" Н.Гоголя), Вандалино ("Учитель танцев" Лопе де Вега), Филипп Брент ("Шум за сценой" М.Фрейна), господин Гриценко ("Происшествие в доме господина Г." О. Пчилки), Лопуцковский ("Шельменко-денщик" Г.Квитки-Основьяненко), Херея ("Калигула" А.Камю), профессор Хиггинс ("Пигмалион" Б.Шоу), поэт Гаврила ("Бриллиантовый дым" В.Шулакова по И.Ильфу и Е.Петрову) и многие другие.
       Колоритный, самобытный актер не мог остаться незамеченным в уникальной коллекции ярких актерских дарований, которыми по праву гордится Донецкая укрмуздрама.
       Не так давно Константин Бабанин снова ненавязчиво заставил заговорить о себе... У ценителей поэзии надолго запечатлелся в памяти морозный декабрьский вечер 2002 года и поэтический моноспектакль "О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной", созданный по произведениям 11 великих русских поэтов - от Пушкина до Гумилева и Тарковского и осуществленный им в творческом содружестве с режиссером Андреем Бакировым и музыкантами Софьей Авочаровой (фортепиано) и Андреем Пизовым (флейта).
       В тот вечер в уютном, камерном, но холодном (из-за низкой температуры воздуха, конечно же!) зале областного Дома работников культуры, или, как неофициально, по-семейному называют его в Донецке, "У Майи Борисовны Калиниченко", стояла абсолютная тишина, наполненная вниманием и трепетом ожидания чуда, которое может подарить только великая поэзия. И это чудо родилось! Прекрасный вечер поэзии был назван зрителями "вечером с открытым сердцем". Актер Константин Бабанин, не просто читая, а пропуская через свою душу стихи выдающихся русских поэтов, достиг контакта со зрителями, достучавшись до их душ, которые искренне и широко распахнулись ему навстречу.
       Что же побудило Константина Бабанина, актера замеченного, оцененного и востребованного в стенах родного театра, обратиться к делу сегодня мало популярному - чтению стихов? Может быть, стремление расширить границы своих творческих возможностей или таким образом осуществить заветные мечты, которые до сих пор не реализовались на театральной сцене? "Поэзия нужна людям!" - уверен Константин Бабанин. Поэзия, по его мнению, это тренинг для души, которая обязана трудиться, чтобы не покрыться омертвевшей роговицей или, того хуже, превратиться в пустой сосуд. Поэзия - это выход из тьмы, красота, которая спасет мир с помощью необходимых душевных усилий.
       Театр и поэзия для Константина Бабанина всегда были взаимосвязаны. Актер, так же как и поэт, творящий и страдающий во имя людей, своим искусством, силой своего таланта заставляет их смеяться, плакать, думать... Талант - это интуиция. Роль нельзя выдумать, ее нужно почувствовать, ощутить в себе. Актерский труд, требующий колоссальных душевных трат, - самый благородный на земле.
       Уже двадцать лет из своих неполных тридцати девяти от роду работая в театре, Константин Бабанин упрямо, до боли в сердце ненавидит ныне реабилитированное слово "ремесло", особенно в тех случаях, когда содержание, глубинный смысл приносятся в жертву форме, пусть даже самой яркой и изысканной.
       Театр для Константина Бабанина не ремесло, даже если под ним подразумевать абсолютное владение профессией, для него, фаталиста, неисправимого и неистребимого романтика - это судьба, служение и постоянный труд, прежде всего душевный. Он любит и умеет трудиться. "Жить - не всегда получается..." - еще одно предельное откровение Константина Бабанина. Что поделаешь, уж такой он человек!..
       На одном из недавних концертов "С любовью к Вам, артист!" молодой талантливый актер и вокалист Донецкой муздрамы Петр Сова сделал посвящение к одной из исполняемых им песен: "...Я посвящаю эту песню замечательному актеру и человеку Константину Бабанину". Комментарии излишни. "Он чист перед искусством", - так сказала о Бабанине другая его коллега и друг, пианистка Софья Авочарова.
"Меркурий", февраль 2003 г.
  

"ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ С БЕССМЕРТНЫМИ СТИХАМИ?!"

Светлана Платоненко
       В донецком Доме работников культуры состоялась премьера поэтического моноспектакля "...О память сердца, - ты сильней рассудка памяти печальной"
       Поэзия - материя тонкая. Нюансы, полутона, сочетания звуков, созвучие слов, парадоксальность образов, философская глубина мысли - все это требует внимания и сосредоточенности. Потому-то и была на спектакле, сыгранном актером Донецкого академического украинского музыкально-драматического театра имени Артема Константином Бабаниным, такая пристальная, внимательная тишина. Словно зрители боялись пропустить даже полувздох строчек, написанных когда-то великими поэтами. В спектакле звучали произведения одиннадцати великих русских стихотворцев - тех, кто жил в великую эпоху Золотого века русской поэзии, кто творил в период для многих закончившегося трагически Серебряного века, и тех, кто писал стихи в годы безвременья. В честь каждого из них зажигалась свеча, словно этот ритуал способен был приблизить давно ушедших. Но и действительно возникало такое чувство, что написавшие гениальные строчки где-то рядом.
       У поэзии в этом спектакле был замечательный партнер - музыка. Софья Авочарова (фортепиано) и Андрей Пизов (флейта) создали замечательную звучащую ауру лаконичную по средствам и глубокую по внутреннему содержанию. Моноспектакль скромно назван камерным поэтическим, вечером, однако по выверенности литературного материала, по изяществу логически выстроенной концепции о месте поэта и поэзии в мире он вполне может претендовать на полноценное и серьезное сценическое произведение.
       Остается только добавить, что осуществить задуманное Константину Бабанину помогли заместитель директора - художественного руководителя театра имени Артема Андрей Бакиров и директор Дома работников культуры, заслуженный работник культуры Украины Майя Калиниченко.
12.12.2002 г.
Hosted by uCoz